"Господи, дай мне смелость изменить то, что я могу изменить.
Господи, дай мне мужество принять то, что я не могу изменить.
И, Господи, дай мне мудрость отличить одно от другого" 
                                 Древняя мудрость 
Психология деловых отношений
БИЗНЕС ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ БИЗНЕСА
Считается, что лишь незначительная часть людей обладает бизнес-психологией. Исследования показали, что только 5-8% людей имеют предпринимательский потенциал и способны заниматься предпринимательством. Однако этот потенциал можно развивать. Основными сдерживающими развитие этого потенциала факторами являются страх перед неопределенным будущим, страх потерь, проблемы с целеполаганием и ответственностью, что вполне преодолимо. И еще важно понимать, что самостоятельный, независимый бизнес требует иного психологического настроя и отношения, нежели любая иная сторона нашей личной, социальной и профессиональной сферы.
ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Не следует путать деловые отношения с бизнес-отношениями. Деловые отношения гораздо шире бизнес-отношений, они охватывают абсолютно все стороны нашей жизни. Люди постоянно вступают в деловые отношения: мы совершаем покупки, мы заключаем разные договоры, мы постоянно ведем переговоры – с работодателями, с руководством и персоналом разных учреждений, с налоговыми органами, с образовательными учреждениями, с учителями наших детей, с сотовыми операторами, со строителями, с изготовителями мебели, с интернет-провайдерами и т.д., и т.п. И не всегда эти отношения бывают результативны. А сколько конфликтных ситуаций при этом нам приходится разрешать и, к сожалению, не всегда удачно. А ведь это происходит только потому, что мы не акцентируем внимание на том, что мы постоянно находимся в вихре различных деловых отношений, а, значит, должны уметь их выстраивать…
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Управление или, более точно, У-ПРА-ВОЛЕНИЕ… То есть управление – это всегда волевое действие с целью «управиться» с чем-либо и сделать это по возможности «правильно», иными словами с ожидаемыми результатом и эффектом. А для этого мы постоянно находимся в ситуации выбора и принятия решений, а это – не что иное, как постоянный микро-стресс или даже серьезный ощутимый стресс. Почему? Потому что выбор решения есть всегда отказ от иных альтернативных решений и возможностей, это всегда последствия, причем, не всегда предсказуемые, а, значит, серьезная ответственность…
ПСИХОЛОГИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ И КОРПОРАТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ
По статистике мы проводим на работе две трети нашего времени. Наверное, это все же завышенная цифра, но, из расчета 8-часового рабочего дня и среднего количества рабочих дней в месяц - 22, в год мы проводим на работе 2 112 часов, а это почти четвертая часть годового часового фонда, что тоже, согласитесь, немало. То есть четвертую часть нашей активной жизни мы проводим на работе, встречаясь с разными, зачастую совершенно незнакомыми, людьми, находясь в культурной среде и атмосфере, которые формируем не мы, подчиняясь требованиям, правилам и нормам, которые заданы не нами… Но это становится частью нашей жизни и оказывает существенное, если не определяющее, влияние на нее…
ПСИХОЛОГИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КРИЗИСОВ И КОНФЛИКТОВ
В динамично и непредсказуемо меняющейся среде, в условиях, когда стираются границы взаимодействия и коммуникации, в условиях социально-экономической, общественно-политической и деловой неопределенности кризисы неизбежны. Более того, они становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Помните самое страшное восточное проклятие? – Жить тебе в эпоху перемен! Ничего не напоминает? Мы живем в эпоху перемен! И, похоже, она затянулась надолго… В условиях кризиса, даже в его самой продуктивной, творческой, созидательной фазе, конфликты неизбежны. Как быть?...
ПСИХОЛОГИЯ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Принято считать, что кризисы – явления экстраординарные, случающиеся в силу определенных обстоятельств и под воздействием определенных факторов. Такие кризисы всегда требуют особого подхода к их разрешению и, соответственно, изменения привычного стиля восприятия, мышления, поведения и т.д. С одной стороны, это, несомненно, так и есть. И такие изменения требуют значительных усилий, прежде всего, психологических… Это кризисы бифуркационного характера, кризисы состояний, когда ситуация находится на кризисном пике и любое решение может изменить ее как в позитивный, так и в негативный вектора развития. Но что делать, когда кризис становится не экстраординарным явлением, а постоянным процессом, обычным явлением, а психологические стереотипы остаются прежними…
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
Человек рискует всегда! Но не всегда понимает, что рискует! Каждый раз, принимая любое решение, человек делает выбор в пользу одного, отказываясь от другого, тем самым рискует выбрать неверное решение, упустить возможности, не разглядеть шансы и т.д. Вам, наверняка, знакомо это чувство тревоги, которое возникает, когда Вы делаете выбор. Любой риск – это закономерный результат неопределенности, которая проявляется в огромном массиве неизвестных факторов и случайных событий… Любой риск – это источник угрозы возникновения нежелательных результатов и их последствий… Управление рисками – это, прежде всего, работа со множеством неизвестных в ситуации неопределенности состояния и поведения среды, непредсказуемости результатов, неуправляемости процессов и непрогнозируемости последствий…
ПСИХОЛОГИЯ ПЕРЕГОВОРОВ
Переговоры – весьма сложная, во многом формализованная и культурно обусловленная модель согласования интересов разных сторон – участников этих переговоров. В переговорных баталиях сталкиваются не просто люди или компании в лице их представителей, как некий собирательный образ. В переговорных баталиях сталкиваются социальные и персональные роли и статусы, мотивы, интересы, цели, системы ценностей, мировоззренческие установки, психотипы и архетипы, персональное и коллективное бессознательное и еще множество иных граней человеческих личностей… Противоречия и конфликты неизбежны, а к соглашению прийти нужно, желательно, без потерь или, по крайней мере, с минимальными…
ПСИХОЛОГИЯ КОРПОРАТИВНОЙ И ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Мы все, за исключением, может быть, детей до определенного возраста, находимся в состоянии деловых отношений и коммуникаций, поскольку постоянно взаимодействуем с внешним миром, решая те или иные значимые для нас задачи и вопросы. Корпоративные отношения – всего лишь часть деловых отношений, ограниченных рамками организации. Основой любых отношений является коммуникация. Что главное в коммуникации? Главное – чтобы поняли нас и поняли мы! Как этого достичь, учитывая наличие множества противоречий и различий в статусах, ролях, мотивах, целях, культурах, речи и т.д.?...
ПСИХОЛОГИЯ КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Мир глобален и  интернационален! Так было всегда! Но не всегда глобальность и интернациональность Мира воздействовала на нашу повседневную жизнь… Сейчас, в эпоху Интернета и иных возможностей для коммуникаций и взаимодействия в масштабах всего Мира, интернациональность или, иными словами, поликультурность стала обычной частью нашей жизни… И, если в бытовом личном общении, где формализация отношений и коммуникаций сведена к минимуму, мы можем довольно-таки быстро преодолеть кросс-культурные различия, то в корпоративных отношениях эти различия могут сыграть решающую роль…
ПСИХОЛОГИЯ ВЛАСТИ И ПОДЧИНЕНИЯ
Вселенная, Мир, в котором мы живем, как глобальная система имеет иерархическую структуру, в которой все ее элементы находятся во взаимосвязи и взаимодействии по принципу ведомый-ведущий, подавляемый-доминирующий, определяемый-определяющий, управляемый-управляющий и т.п. Принцип иерархии положен в основу всех естественных и искусственных, живых и неживых систем. Организация – это система, человек – это тоже система. Отношения власти и подчинения лежат в основе иерархии отношений, и от их гармоничного баланса и понимания соответствующих им ролей, задач и целей зависит благополучие подчиненного, управляющего и самой системы…
ПСИХОЛОГИЯ МАНИПУЛИРОВАНИЯ
Как иногда хочется достичь своих целей наименьшими усилиями! Как иногда хочется заставить людей действовать в своих интересах! Как иногда хочется свести к минимуму нежелательные вопросы! Как иногда хочется… Много чего хочется… Самый простой и прямой путь к этому – манипуляция. Мы начинаем прибегать к манипуляции с самого раннего возраста, пытаясь заставить родителей «плясать под нашу дудку». А потом с каждым годом, взрослея, приобретая социальный опыт, мы совершенствуемся в этом. В корпоративных отношениях искусство манипуляции приобретает особый характер. Надо сказать, что само по себе манипулирование не есть нечто плохое, позорное, недостойное человека и т.п. Отнюдь нет! Но крайне важно всегда осознавать, когда манипулируете Вы, а когда манипулируют Вами, чтобы не попасть в тиски манипуляции и манипулятора, даже самого себя, а максимально расширить границы возможностей…
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ СТРАХОМ В КОРПОРАТИВНЫХ И ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Страх – штука хорошая! Страх – это СТРАЖ! Он охраняет нас от неразумных поступков, он предупреждает нас об опасности, он ограничивает нашу авантюрность и непредсказуемость… Он делает много чего полезного для нас. Страх очень полезен – пока он инструмент, средство в наших руках… Когда мы видим положительные результаты действия страха. Ну, например, мы не пошли гулять в грозу, побоялись, а потом узнали о многочисленных разрушениях, которые причинила стихия… Это естественный, охранительный страх. Но, когда мы сами культивируем, выращиваем страх, что часто происходит в корпоративных и деловых отношениях, когда мы зачастую получаем негативную реакцию, нежелательный результат, наказание и т.д., страх становится мощным препятствием…
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ
Время имеет огромное значение для каждого человека или организации. Несколько десятков лет назад возникло такое направление в управлении как «Тайм-менеджмент» - управление временем. Прошли десятилетия, но тайм-менеджмент не решил проблему индивидуального и корпоративного времени. Что же такое время? Может, мы все же управляем не временем, а событиями (event), происходящими во времени, как в некоем ритме? Так что же – тайм-менеджмент или ивент-менеджмент?
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЬГАМИ
Деньги в современном мире имеют огромное значение для человека – они дают ему возможность жить и развиваться. Так устроен современный мир. Поэтому, когда у человека возникают какие-либо потребности и желания, первая мысль, которая приходит ему в голову – «А есть ли у меня деньги?». Очень многие люди, если не большинство, отказываются от своих потребностей и желаний, если в ответ на этот вопрос они отвечают – «Нет!». Отсюда возникают неудовлетворенность, страх, тревога, раздражение, дискомфорт и множество иных негативных эмоций и чувств. Деньги получили власть над человеком!? Деньги, которые когда-то создал человек, теперь управляют своим хозяином… Или человек просто неверно воспринимает роль и функции своего детища? Может ли человек выстроить верное отношение к деньгам с тем, чтобы поставить их себе на службу, то есть вернуть им изначально предназначенную роль и стать хозяином денег?
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ
В настоящее время сложился устойчивый стереотип отношения к доходам и расходам – расходы определяются доходами. При этом расходы воспринимаются как явление динамичное, изменяющееся в сторону увеличения, и, в принципе, управляемое, а доходы – напротив, как явление не столько динамичное, сколько неустойчивое, с негативной тенденцией к снижению и мало управляемое. Этот стереотип настолько закрепился в нашем сознании, что переносится и на корпоративный уровень, когда во времена кризисов, неустойчивой динамики развития бизнеса и прочих нестабильных состояний мы автоматически начинаем думать о том, как и за счет чего урезать  расходы, будучи абсолютно убежденными, что наши доходы будут сокращаться. И опять - страх, тревога, бессонные ночи, фрустрация и прочие разрушительные эмоции и чувства. А что, если вместо того, чтобы расходовать свою энергию на переживание по поводу растущих расходов и сокращающихся доходов, направить ее на формирование иной ценностной установки: мои расходы определяют нужный мне доход?
ПСИХОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Вам знакомы такие понятия, как шопоголизм, трудоголизм, алкоголизм, наркомания, игромания, нарциссизм, гедонизм, child free и т.д. Это все разные виды зависимостей, которые разрушают нашу жизнь. А несколько десятков лет назад (в России чуть позже) в жизнь людей вошло такое понятие как «консьюмеризм» (consumerism), иными словами, «потребительство». Это понятие отражает страсть человека к постоянному потреблению: потреблению всего – еды, одежды, путешествий, знаний, внимания, гаджетов, автомобилей, новостей и т.д. Если человек лишается возможности постоянно приобретать что-то или даже просто ограничивается в этом, он может впасть в настоящую депрессию с самыми негативными последствиями для своей жизни. Консьюмеризм – это тоже зависимость, пагубная, разрушающая…
ПСИХОЛОГИЯ СМЫСЛОВ
Смыслы определяют нашу жизнь, нашу систему ценностей, мотивы наших поступков, наши желания и мечтания… По большей части мы вообще не задумываемся о них, во многом они скрыты от нас, но их влияние от этого не становится меньше, а, напротив, даже усиливается… Смысл скрытый, нераспознанный, непонятый довлеет над нами. И в бизнесе, и в иных деловых отношениях эти смыслы также определяют вектор нашего движения, мотивы наших поступков. Неплохо было бы задуматься о них и попытаться осмыслить…