"Господи, дай мне смелость изменить то, что я могу изменить.
Господи, дай мне мужество принять то, что я не могу изменить.
И, Господи, дай мне мудрость отличить одно от другого" 
                                 Древняя мудрость 
Личное кредо

ИЗМЕНИТЬ - НЕ ЗНАЧИТ РАЗРУШИТЬ!

ПРИНЯТЬ - НЕ ЗНАЧИТ СМИРИТЬСЯ!

ОТЛИЧИТЬ - НЕ ЗНАЧИТ ОТВЕРГНУТЬ!

РАЗЛИЧЕНИЕ ЕСТЬ ОСНОВА СОЗИДАНИЯ,

ПРИНЯТИЕ ЕСТЬ ОСНОВА СИЛЫ,

ИЗМЕНЕНИЕ ЕСТЬ ОСНОВА РАЗВИТИЯ!

В восточной культуре самым сильным пожеланием своим недругам считается «Жить тебе в эпоху перемен». И действительно, ранее неизменный стабильный период социального времени, характеризующийся процессами смены поколений технологий и жизненных навыков, охватывал несколько периодов биологического времени - процессов смены поколений людей. Поэтому любые перемены, рушившие привычные представления и привычный образ жизни, воспринимались как угрозы. За последние 3 века ситуация изменилась кардинально: единица периода социального времени (я бы назвала его социально-технологическим временем) стала постепенно сравниваться с единицей биологического времени, а потом и опережать ее. Во второй половине 20 века период социально-технологического времени стал сжиматься стремительно – на протяжении жизни только одного поколения произошли и продолжают происходить постоянные изменения в социально-технологическом укладе и научном мировоззрении людей. Теперь мы постоянно живем в эпоху перемен…

Вот, что говорит по этому поводу Джон П. Коттер в своей книге «Впереди перемен»: «…Задачи, с которыми приходится сталкиваться сейчас, совсем не те, что четыре десятилетия назад. Всех живущих в эпоху глобализированной экономики ждут как новые опасности, так и новые перспективы. Фирмы вынуждены кардинально совершенствовать деятельность не только из-за конкуренции и ради прибыли, но и просто ради выживания…».

Такие времена принято называть кризисами.

Но мне более импонирует позиция Томаса Верасто, заместителя генерального директора ОАО «Северсталь» по стратегии и корпоративному развитию, который в интервью РБК daily (2010 г.) сказал: «…Вполне возможно, что нынешняя ситуация, которую некоторые называют кризисом, это даже не кризис, а просто новое состояние…, новая реальность, в которой нам всем придется жить и работать постоянно…».

Недавно я читала бизнес-курс «Менеджмент качества» студентам отделения дополнительного образования (повышения квалификации) НИТПУ. Самую первую нашу встречу со студентами я начала с темы «Качество коммуникации» и предложила студентам презентовать себя таким образом, чтобы донести до всех остальных то самое важное о себе, что соответствует ситуации (аудитория, тема, цели, задачи курса и т.д.). Первая реакция студентов – а все они уже достаточно взрослые люди, работающие, имеющие семьи, некоторые – даже собственный бизнес, - испуг, а далее последовал комментарий: «А мы не готовы к самопрезентации. Нас же никто не предупредил…».

Так вот, сейчас мы живем в эпоху, когда мы всегда будем не готовы, а, значит, должны быть готовы всегда и ко всему…

Мой руководитель диссертационного проекта в Кингстонском университете (Лондон, Великобритания) Робин Меттьюз учил нас - русских студентов - уходить от поведенческих и интеллектуальных стереотипов мышления и реагирования, от привычной логики и принципов анализа информации, от привычных алгоритмов и технологий выработки и принятия управленческих решений. Он постоянно обращал наше внимание на то обстоятельство, что в реальной жизни, в реальной бизнес-ситуации у нас зачастую есть несколько минут, чтобы сориентироваться и принять единственное на тот момент верное управленческое решение… Чем не микро-кризис?!

И снова мудрый и наблюдательный Джон П. Коттер в своей книге «Впереди перемен» в отношении перспектив отметил, что «…Острота проблемы изменений, стоящей перед многими (я бы уточнила – абсолютно перед всеми) фирмами, могла бы существенно уменьшиться, если бы наметилась тенденция к стабилизации бизнеса. Однако, заслуживающие доверия факты свидетельствуют о том, что в ближайшие десятилетия следует ожидать нарастания нестабильности в бизнесе, амплитуда колебаний будет увеличиваться и факторы, вынуждающие фирмы перестраиваться, только усилятся. Если прогноз оправдается, то единственно разумным решением станет накопление знаний о том, как можно успешно провести назревшие преобразования, и максимальное распространение этих знаний…»

А, как всем известно, знание – это сила, как бы банально это не звучало.

Один бизнесмен, у которого бизнес находится в достаточно плачевном состоянии, задал мне очень хороший вопрос: «Чем Вы конкретно можете мне помочь? Что Вы можете сделать для меня и моего бизнеса, если Вы в нем ничего не понимаете, если Вы совершенно не знаете специфику моего бизнеса?». Замечательный вопрос! Я ответила: «Я могу построить идеальную модель вашего бизнеса. У меня для этого есть три ключевых инструмента, которых нет у Вас. Во-первых, я не влюблена в этот бизнес так, как влюблены в него Вы, потому что это – Ваше дитя. Поэтому у меня нет в отношении этого бизнеса неоправданно завышенных ожиданий, и я не буду ставить заведомо недостижимые цели; говоря метафорой, не буду возлагать надежды и, соответственно, тратить ресурсы на то, чтобы из художника сделать банкира. Во-вторых, незнание специфики Вашего бизнеса дает мне незнание ограничений и нелимитированные возможности. В третьих, я не испытывала разочарований в отношении данного бизнеса, которое, возможно, уже испытали Вы». Последовал закономерный вопрос: «А зачем мне идеальная модель? Что я с ней буду делать?». «Анализируя и сравнивая реальное состояние бизнеса с его идеальной моделью, Вы увидите все невозможные в настоящее время для Вас возможности». Бизнесмен задумался и резюмировал: «А ведь Вы правы…».

Несколько лет назад Япония объявила национальную программу участия всех граждан Японии в поисках решения любых вопросов и проблем в любых сферах социальной, культурной, научной, индустриальной и прочей деятельности страны. И эта программа оказалась очень успешной. Свежий взгляд на привычные вещи всегда полезен и может дать весьма эффективные решения.

А кризис – это вовсе не кризис, а всего лишь «поворотный пункт, решение, выбор, суждение», как следует из буквального толкования греческого слова «crisis», или же «поворотная точка к лучшему или к худшему», «момент, требующий принятия решения» или «критический период», «ситуация, достигшая решающей фазы» (словарь Вебстера)… ТОЧКА БИФУРКАЦИИ,  как сказали бы современные эксперты и аналитики. Позволим себе согласиться с ними в этом утверждении.

БУДЬТЕ АКТИВНЫ, БДИТЕЛЬНЫ, РЕШИТЕЛЬНЫ И УСПЕШНЫ!